• +86-15751661017

  • Деревня Шанбэй, поселок Юэтан, город Ичжэн (№ 18, проспект Инбинь, поселок Юэтан)

Что внутри электрического трансформатора

Когда слышишь этот вопрос, многие сразу представляют просто железный ящик с проводами. На деле же там целая экосистема материалов, работающих на грани своих возможностей. Помню, как на одном из объектов под Янчжоу вскрыли аварийный трансформатор 1990-х годов — и оказалось, что заявленная марка электротехнической стали не соответствовала реальной толщине изоляции.

Сердечник: не просто сталь

Если брать наши трансформаторы на производстве в Ичжэне, там используется анизотропная холоднокатаная сталь с ориентацией зерна. Но вот нюанс — даже при идеальной сборке пластин иногда возникает дополнительный шум из-за микротрещин в лаковом покрытии. Приходится добавлять демпфирующие прокладки, хотя в теории это не требуется.

Как-то раз на подстанции под G40 замечали гул на 20% выше нормы. Вскрыли — а там монтажники забыли снять технологические пластиковые клинья после транспортировки. Сердечник работал с локальным перенасыщением.

Сейчас на ООО Цзянсу Госинь Электротехнические Технологии для масляных трансформаторов применяют сталь марки 30Z140, но лично я видел, как партия с маркировкой 30Z160 давала меньшие потери холостого хода. Видимо, из-за особенностей резки.

Обмотки: где теория расходится с практикой

В учебниках пишут про идеальную укладку витков, а в жизни всегда есть погрешность натяжения. Для сухих трансформаторов мы используем алюминиевую фольгу с полиэфирной изоляцией, но при температуре выше 130°C начинает деградировать клей между слоями.

Однажды на объекте в промзоне Юэтан пришлось экстренно заменять обмотку после того, как заказчик подключил трансформатор к сети с высшими гармониками от дуговых печей. Изоляция между дисками обмотки потемнела уже через 3 месяца работы.

Сейчас в композитных трансформаторах пробуем комбинировать медные проводники с вакуумной пропиткой эпоксидным компаундом. Но технология капризная — если не выдержать точный температурный профиль, появляются микротрещины.

Изоляция: масло против воздуха

Многие до сих пор считают, что масляная изоляция надежнее. Но на самом деле современные литые обмотки для сухих трансформаторов выдерживают более жесткие термические циклы. Проблема в другом — при проектировании часто недооценивают скорость старения целлюлозной изоляции в масле.

На нашем производстве есть тестовый стенд, где имитируем 30 лет работы за 6 месяцев. Так вот, после 15 'лет' масло в трансформаторах с неправильной системой дыхания показывает кислотное число выше 0.15 мг КОН/г даже при добавлении ингибиторов старения.

Для особо ответственных объектов вдоль Янцзы теперь используем масло с добавлением дибензилдисульфида — оно лучше работает при частых перегрузках.

Система охлаждения: скрытые проблемы

В проектах предварительно собранных подстанций часто экономят на радиаторах. Расчеты показывают достаточный запас, но в реальности летом при +35°C и запыленности ребра радиаторов теряют до 40% эффективности.

Помню случай на подстанции у древнего города Янчжоу — трансформатор работал на грани теплового пробоя из-за того, что монтажники установили его в 50 см от бетонной стены вместо положенных 120 см. Воздушный поток вообще не циркулировал.

Сейчас в высоковольтных распределительных устройствах стали ставить дополнительные вентиляторы с датчиками температуры, но это увеличивает стоимость на 7-10%. Не все заказчики понимают необходимость.

Вспомогательные системы: то, что часто упускают

Влагопоглотители в системах дыхания — казалось бы, мелочь. Но именно из-за них в 30% случаев происходит преждевременное старение масла. Стандартные силикагелевые поглотители требуют замены каждые 6 месяцев, а на деле их меняют раз в 2-3 года.

На одном из объектов пришлось полностью менять масло после того, как анализ показал содержание воды 45 ppm при норме до 25 ppm. Причина — разрушился патрон влагопоглотителя, и силикагель попал в бак.

Сейчас ООО Цзянсу Госинь Электротехнические Технологии переходит на молекулярные сита с индикацией насыщения, но это дороже на 15%. Хотя в долгосрочной перспективе экономит тысячи рублей на замене масла.

Перспективы и личный опыт

Сейчас многие гонятся за нанотехнологиями в изоляции, но по моим наблюдениям, прорывных результатов пока нет. Добавка оксида цинка в эпоксидные составы действительно улучшает трекингостойкость, но снижает механическую прочность на 12-15%.

Из интересного — на базе бывшего государственного завода Ичжэн Государственный Трансформатор сейчас экспериментируют с пропиткой обмоток полиэфирными смолами методом вакуумного литья. Получается дешевле эпоксидных на 20%, но пока не решена проблема с усадкой при полимеризации.

Лично я считаю, что будущее за гибридными решениями — например, в композитных трансформаторах можно комбинировать литую изоляцию обмоток НН и традиционную бумажно-масляную для обмоток ВН. Это дает преимущества обеих технологий без их недостатков.

Соответствующая продукция

Соответствующая продукция

Самые продаваемые продукты

Самые продаваемые продукты
Главная
Продукция
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение