+86-15751661017
Деревня Шанбэй, поселок Юэтан, город Ичжэн (№ 18, проспект Инбинь, поселок Юэтан)

Когда говорят про система охлаждения силовых трансформаторов типа м это, многие сразу представляют себе стандартную схему с радиаторами и вентиляторами. Но на деле тут есть масса подводных камней — например, часто путают принудительную циркуляцию масла и комбинированные системы. Лично сталкивался, когда на объекте в Ичжэне пытались доработать старый трансформатор без учёта специфики именно типа М, что привело к локальному перегреву.
Если брать классическую схему, то в основе лежит принцип принудительной циркуляции масла через охладители с воздушным обдувом. Но в типа М есть нюанс — здесь часто используется многоуровневое распределение потоков. Помню, на одном из объектов ООО Цзянсу Госинь Электротехнические Технологии пришлось пересматривать схему подключения насосов, потому что проектировщики изначально не учли перепады давления в контурах.
Кстати, про масляные силовые трансформаторы — в системах типа М критично качество масла. Как-то раз на подстанции под Янчжоу пришлось экстренно менять фильтры после того, как лаборанты обнаружили повышенное содержание серы. Это привело к забиванию каналов в охладителях, хотя по паспорту масло соответствовало нормам.
Ещё один момент — расчёт теплового режима. В теории всё просто: считаешь тепловыделение, подбираешь охладители. Но на практике, особенно в условиях высокой влажности возле Янцзы, приходится закладывать дополнительный запас по производительности вентиляторов. Иначе летом при пиковых нагрузках начинаются проблемы с поддержанием температуры.
Частая ошибка — неверная оценка запылённости. В той же промышленной зоне Юэтан, где расположен завод, сезонные песчаные ветра сказываются на работе воздушных охладителей. Приходится чистить радиаторы в 2-3 раза чаще, чем предусмотрено регламентом. Особенно это касается трансформаторов с системой принудительного обдува.
С предварительно собранными подстанциями тоже есть особенности. Когда монтируешь готовый блок, кажется, что всё просчитано. Но как-то раз на объекте G40 пришлось переделывать обвязку — из-за вибрации от магистрали появились микротрещины в трубках охладителя. Пришлось ставить дополнительные демпферы.
Шумность — отдельная тема. В жилых районах Ичжэна жаловались на гул от трансформаторов типа М. Оказалось, проблема не в самом трансформаторе, а в резонансе кожухов охладителей. Решили заменой креплений и установкой шумопоглощающих экранов.
Работая с высоковольтными распределительными устройствами, всегда обращаю внимание на согласование параметров. Как-то на объекте ООО Цзянсу Госинь пришлось менять схему управления вентиляторами — из-за скачков напряжения при коммутациях в РУ срабатывала защита.
Интересный случай был с сухими трансформаторами, которые стояли рядом с системой охлаждения типа М. Из-за теплового воздействия пришлось пересматривать расстояние между оборудованиями. Хотя по нормам всё соответствовало, но практика показала необходимость увеличения зазора на 15%.
Ещё момент — влияние на низковольтные сети. При запуске всех вентиляторов охладителей возникали просадки напряжения. Пришлось ставить плавный пуск и дополнительные компенсирующие устройства.
При замене старых охладителей на современных объектах, включая производственную базу в поселке Юэтан, часто сталкиваешься с несовпадением присоединительных размеров. Приходится либо изготовлять переходники, либо менять часть трубной обвязки.
Сейчас многие пытаются переходить на ?умные? системы контроля, но с типа М есть особенности. Датчики температуры нужно ставить не только на выходах из охладителей, но и в промежуточных точках. Иначе не поймать локальные перегревы.
По опыту композитные трансформаторы менее критичны к равномерности охлаждения, но для типа М это важный параметр. Как-то пришлось добавлять дополнительные термодатчики после того, как на одном из фидеров заметили отклонения в 7-8 градусов между разными зонами.
Климат в районе Янцзы с высокой влажностью требует особого внимания к антикоррозийной защите радиаторов. Стандартное покрытие держится 3-4 года, потом начинаются проблемы. Сейчас пробуют новые составы на основе эпоксидных смол.
Зимой есть свои сложности — при отрицательных температурах масло густеет, и система охлаждения типа М может работать нестабильно в начале пуска. Особенно это заметно на трансформаторах, которые стоят на открытых площадках вдоль G40.
Летом, когда температура поднимается выше 35, даже исправная система охлаждения может не справляться с пиковыми нагрузками. Приходится либо ограничивать мощность, либо устанавливать дополнительные выносные охладители — как сделали на одной из подстанций ООО Цзянсу Госинь Электротехнические Технологии после аварийного отключения в 2019 году.
Сейчас много говорят про гибридные системы, где комбинируется воздушное и жидкостное охлаждение. Для типа М это особенно актуально — можно снизить энергопотребление вентиляторов на 30-40%. На экспериментальном участке в Ичжэне уже тестируют такие решения.
Ещё одно направление — использование тепловых трубок для отвода тепла от наиболее нагреваемых элементов. Пока это дорого, но для ответственных объектов может окупиться за счёт увеличения срока службы изоляции.
Лично считаю, что будущее за адаптивными системами, которые меняют интенсивность охлаждения в зависимости от реальной нагрузки, а не по заранее заданному алгоритму. Особенно для силовых трансформаторов, работающих в переменном режиме, как на тех же собранных подстанциях.