+86-15751661017
Деревня Шанбэй, поселок Юэтан, город Ичжэн (№ 18, проспект Инбинь, поселок Юэтан)

Если честно, многие инженеры до сих пор путают габаритную мощность с номинальной — и получают на выходе перегретые сердечники. Сейчас объясню на пальцах, почему это не одно и то же.
Вот смотрю я на чертёж трансформатора ТМ-2500 от ООО Цзянсу Госинь Электротехнические Технологии — и сразу вижу, где конструктор сэкономил на сечении магнитопровода. Габаритная мощность сердечника трансформатора здесь указана 2700 кВА, но при детальном расчёте вижу, что реальный запас всего 3%. Малейший перекос фаз — и сердечник войдёт в насыщение.
На том же заводе в Ичжэне помню случай: для подстанции в Шанхае сделали трансформатор с сердечником из аморфной стали. По паспорту всё идеально, но при испытаниях на гармоники вибрация превысила норму в два раза. Пришлось перематывать обмотки — потому что изначально неправильно оценили габаритную мощность сердечника трансформатора для несинусоидальных нагрузок.
Сейчас многие производители грешат тем, что берут стандартные сердечники из каталогов, не учитывая местные условия. Например, для влажного климата приморских районов нужно дополнительно закладывать запас по магнитной проницаемости. В документации ООО Цзянсу Госинь это прописывают отдельным пунктом — и правильно делают.
До сих пор встречаю проектировщиков, которые рассчитывают габаритную мощность сердечника трансформатора по методикам 1980-х годов. Но современная электротехника — это совсем другие нагрузки: частотные преобразователи, импульсные блоки питания, дуговые печи.
На примере сухих трансформаторов для металлургического комбината: по старому ГОСТу сердечник на 1600 кВА должен был весить 2.8 тонны. Сейчас же с применением холоднокатаной стали Э310 тот же параметр достигается при весе в 2.1 тонну — но только если правильно рассчитать активное сечение с учетом штамповки.
Кстати, у китайских коллег из ООО Цзянсу Госинь Электротехнические Технологии есть интересные наработки по использованию композитных материалов для сердечников. В их каталоге есть модель SCB13-2500, где магнитопровод собран из пластин разной толщины — для разных зон магнитного потока. Это как раз попытка оптимизировать габаритную мощность сердечника трансформатора без увеличения габаритов.
Чаще всего проблемы возникают на этапе шихтовки. Видел как на одном производстве рабочие недожали пакет сердечника — в результате магнитные потери выросли на 15%. А всё потому, что контролёр ориентировался на паспортную габаритную мощность сердечника трансформатора, не проверив фактическую плотность сборки.
Ещё хуже, когда для экономии используют бракованные пластины с дефектами изоляции. Помню, на подстанции под Янчжоу трансформатор вышел из строя через 2 месяца — при вскрытии увидели локальные перегревы в зоне стыков. Оказалось, поставщик сердечника сэкономил на лакировке.
Сейчас при приёмке всегда требую проводить испытание на холостом ходу при повышенном напряжении — только так можно выявить скрытые дефекты шихтовки. В протоколах испытаний ООО Цзянсу Госинь этот пункт есть, но не все заказчики понимают его важность.
С появлением нанокристаллических сплавов классические формулы расчёта габаритной мощности сердечника трансформатора требуют корректировки. Например, сердечник из сплава Finemet при тех же размерах что и у обычной электротехнической стали, может работать на 30% большей частоте без увеличения потерь.
Но здесь есть нюанс: такие сердечники критичны к механическим напряжениям. При транспортировке даже небольшая деформация меняет магнитные характеристики. ООО Цзянсу Госинь для своих композитных трансформаторов разработали специальную упаковку с демпфирующими вставками — мелочь, а работает.
Интересно, что для высокочастотных преобразователей теперь часто используют сердечники тороидальной формы — у них лучше коэффициент заполнения и меньше потоки рассеяния. Но рассчитать габаритную мощность сердечника трансформатора такой конфигурации сложнее — стандартные формулы не подходят.
За 20 лет работы убедился: идеальных методик расчёта не существует. Всегда нужно учитывать конкретные условия эксплуатации. Например, для трансформаторов вблизи моря дополнительно снижаю расчётную габаритную мощность сердечника трансформатора на 5-7% — из-за возможной коррозии пластин.
При модернизации подстанций часто сталкиваюсь с тем, что новые трансформаторы не становятся на старые фундаменты — габариты другие. Поэтому сейчас при проектировании всегда требую указывать не только номинальные параметры, но и габаритную мощность сердечника трансформатора при возможных перегрузках.
Коллеги из ООО Цзянсу Госинь Электротехнические Технологии в этом плане молодцы — в их технической документации всегда есть графики работы в нестандартных режимах. Кстати, их сайт https://www.jsguoxin.ru — один из немногих, где можно найти реальные отчёты испытаний, а не только маркетинговые буклеты.
В следующий раз расскажу про тонкости расчёта потерь в асимметричных режимах — там тоже много подводных камней, особенно для трансформаторов с сердечниками из аморфных сплавов.