+86-15751661017
Деревня Шанбэй, поселок Юэтан, город Ичжэн (№ 18, проспект Инбинь, поселок Юэтан)

Когда слышишь про автотрансформаторы на 125 МВА, сразу представляешь гигантские установки для магистральных сетей. Но в реальности многие не видят разницы между обычными силовыми трансформаторами и автотрансформаторами, особенно когда речь заходит о специфике обмоток. Помню, как на одном из объектов под Ярославлем инженеры пытались заменить автотрансформатор обычным трёхобмоточным трансформатором — в итоге пришлось переделывать всю схему подключения.
С автотрансформаторами на 125 МВА всегда была своя история. Например, у ООО Цзянсу Госинь Электротехнические Технологии в производстве таких моделей используется особая схема регулирования напряжения — не та, что ставят на более мощные версии. В их исполнении часто встречается комбинированная система охлаждения, где масляный контур дополняется принудительным воздушным обдувом. Это даёт выигрыш в габаритах, но требует точного расчёта изоляции.
Как-то раз на энергоузле под Казанью мы столкнулись с тем, что завод-изготовитель не учёл перепад высот при монтаже расширительного бака. В итоге датчик давления показывал некорректные значения, пришлось вносить изменения в конструкцию уже на месте. Кстати, у китайских производителей типа Цзянсу Госинь этот момент обычно продуман — у них в документации чётко прописаны поправки для разных климатических зон.
Ещё один нюанс — расположение ответвлений. В автотрансформаторах на 125 МВА часто используют РПН с отдельным регулировочным трансформатором, но это не всегда оправдано для сетей с частыми переключениями. Мы в своё время пробовали ставить такие на подстанции в Воркуте — зимой механизм начинал 'залипать' при -40°C. Пришлось переходить на систему с вакуумными выключателями.
Монтаж автотрансформаторов 125 МВА — это всегда головная боль с транспортировкой. Особенно если объект находится в плотной городской застройке. Помню случай с поставкой для одной из московских подстанций — пришлось демонтировать часть ограждения и использовать специальные тележки с гидроприводом. Завод ООО Цзянсу Госинь Электротехнические Технологии в таких ситуациях предлагает модульную разборку, но это увеличивает сроки монтажа дней на десять.
С высотными работами тоже бывают курьёзы. Как-то раз на объекте в Уфе монтажники забыли проверить уровень основания перед установкой — через полгода появился перекос ярма на 3 мм. Пришлось останавливать трансформатор и делать юстировку под напряжением. Кстати, у китайских коллег из Цзянсу Госинь в паспортах оборудования есть очень подробная инструкция по подготовке фундамента — но её редко кто читает до конца.
С системами релейной защиты тоже не всё просто. Для автотрансформаторов 125 МВА часто требуется специальная настройка дифференциальной защиты — особенно если есть ответвления в третичную обмотку. Мы как-то полгода разбирались с ложными срабатываниями на одной из подстанций, пока не обнаружили, что проблема была в неправильной группе соединения обмоток ТН.
Если брать автотрансформаторы меньшей мощности — скажем, 63 МВА — там совсем другая философия проектирования. У них обычно проще система охлаждения, но зато больше ограничений по перегрузкам. А вот на 125 МВА уже идут совсем другие материалы — например, электротехническая сталь с улучшенными магнитными свойствами. У ООО Цзянсу Госинь в таких моделях используется аморфная сталь, что даёт снижение потерь холостого хода почти на 15%.
Интересно, что для сетей 220 кВ автотрансформаторы 125 МВА часто оказываются оптимальным решением — особенно когда нужно обеспечить связь между сетями разного напряжения. Но здесь важно правильно выбрать схему присоединения регулировочных обмоток. Мы в своё время на одной из подстанций в Сибири сделали ошибку — поставили автотрансформатор с неоптимальным коэффициентом трансформации, и потом годами мучились с перетоком реактивной мощности.
Если сравнивать с более мощными моделями — например, 250 МВА — то у 125 МВА есть своя ниша. Они менее чувствительны к несимметрии нагрузок, да и стоимость ремонта при пробое изоляции значительно ниже. Кстати, на сайте https://www.jsguoxin.ru есть хорошие сравнительные таблицы по этому вопросу — там видно, где какие модели выгоднее применять.
С ремонтом автотрансформаторов 125 МВА всегда есть специфика. Например, замена вводов — это целая операция, требующая специального оборудования. Помню, как на одном из объектов в Красноярске пришлось разрабатывать целую технологию по замене ввода 220 кВ без полного слива масла — стандартные методики не подходили из-за особенностей конструкции.
С сухими автотрансформаторами ситуация иная — там проще с обслуживанием, но выше требования к вентиляции. У ООО Цзянсу Госинь Электротехнические Технологии в этом плане интересное решение — они используют принудительную вентиляцию с многоуровневой системой фильтров. Это особенно актуально для промышленных зон с загрязнённой атмосферой.
Ещё один момент — диагностика. Для автотрансформаторов 125 МВА важно регулярно проводить хроматографический анализ газа — но здесь многие допускают ошибку, не учитывая температурную зависимость газовыделения. Мы как-то чуть не отправили в ремонт perfectly исправный аппарат из-за неправильной интерпретации данных хроматографа.
Сейчас многие производители, включая Цзянсу Госинь, экспериментируют с системами мониторинга в реальном времени. Для автотрансформаторов 125 МВА это особенно актуально — можно отслеживать тепловой режим каждой фазы отдельно. Но пока такие системы требуют доработки — например, датчики температуры часто выходят из строя из-за вибрации.
Интересное направление — использование новых жидких диэлектриков. Мы тестировали на одном из автотрансформаторов 125 МВА синтетическое масло — результаты обнадёживают, но стоимость такого решения пока высока. Кстати, на производственной базе в промышленной зоне поселок Юэтан, город Ичжэн как раз ведутся исследования в этом направлении.
Если говорить о будущем, то для автотрансформаторов 125 МВА всё большее значение будет иметь возможность работы в умных сетях. Здесь важно предусмотреть не только стандартные интерфейсы связи, но и алгоритмы адаптации к изменяющимся режимам работы сети. Думаю, в ближайшие годы мы увидим интересные разработки в этой области.